"Текущие месячные темпы роста потребительских цен в июне сложились вблизи 4% в пересчете на год. Они, в том числе, отражают влияние валютного канала денежно-кредитной политики (ДКП) в части эффекта переноса укрепления рубля", - говорится в свежем мониторинге ЦБ. – "Вместе с тем баланс рисков со стороны рынка труда по-прежнему смещен в сторону проинфляционных. В мае безработица обновила исторический минимум (2,2%)". Означает ли это, что ЦБ не будет существенно снижать ставку, пока уровень безработицы не начнёт устойчиво расти? Стоит ли нам ждать роста уровня безработицы при "охлаждении" экономики, и если да – то когда? Ответы экспертов в рубрике #опросы

Экономист Сергей Храпач:

В краткосрочной перспективе увеличение уровня безработицы может говорить о снижении темпов инфляции. Следовательно, от ЦБ, который и отвечает за её снижение, ожидается, что проводимая денежно-кредитная политика будет осуществляться и далее, вплоть до увеличения безработицы до приемлемого уровня в 4-5%.
Высокая ключевая ставка вынуждает сокращать производство, высвобождая тем самым ставшую ненужной рабочую силу, пополняющую категорию безработных. Так, по результатам февральского макроэкономического опроса ЦБ, в 2025 году уровень безработицы в России поднимется с нынешних 2,3% до 2,6%. К 2027 году, по прогнозам аналитиков, показатель может достичь уровня 2023 года — 2,9%. Думается, что жёсткая ДКП со стороны ЦБ будет продолжаться не месяцы, а годы, разумеется, при ceteris paribus.

Главный редактор ИА [ROSB] "РосБалт", доцент Финансового университета Николай Яременко:

Предположу, что ЦБ будет удерживать ключевую ставку на высоком уровне, пока не увидит устойчивого ослабления на рынке труда. Рекордно низкая безработица (2,2%) – признак кадрового дефицита, который ведёт к ускоренному росту зарплат и, как следствие, к проинфляционному давлению. Эффект укрепления рубля, хоть и позитивен для текущих данных, носит внешний и, возможно, временный характер, тогда как давление со стороны рынка труда – фундаментально.
Охлаждение экономики, достигаемое через высокую ставку, направлено на снижение совокупного спроса, что теоретически должно привести к росту безработицы. Однако из-за специфики российского рынка (демография, массовый отток трудоспособного населения, гособоронзаказ) этот рост не будет быстрым.

Вероятнее не резкий скачок безработицы, а постепенное замедление темпов роста зарплат или стабилизация уровня занятости на очень низких значениях.
Ожидать заметного роста безработицы, который удовлетворил бы ЦБ как сигнал к смягчению, можно не ранее конца 2025 – начала 2026 года, и то при условии, что жёсткая ДКП не будет полностью нивелирована бюджетными стимулами. Для ЦБ важен не сам по себе рост безработицы, а снижение проинфляционного давления, исходящего от чрезмерно напряжённого рынка труда.

Эксперт по финансовым рынкам Николай СолабутоНиколай Солабуто:

Рост уровня безработицы уже давно идёт, и его масштабы очень велики. Под нож в первую очередь пошли офисные работники. Они не афишируют свой статус безработного в надежде быстро найти новое место, или они оформлены как предприниматели, поэтому для официальной статистики - трудозаняты. Официальный рост безработицы случится, когда начнут банкротиться заводы, а такого не произойдёт. Поэтому официальные данные по безработице не несут пользы для анализа ситуации в экономике и уж тем более для прогнозирования изменения ключевой ставки.

(продолжение в следующем посте)

122.4 ₽
0.00%
13