Интересная тема – особенности женского предпринимательства в России и Казахстане. Исследователи Марина Шерешева и Юрий Владимиров (экономфак МГУ) в 2022 году провели фокус-группы и интервью с женщинами, владеющими мелким и средним бизнесом, и непосредственно принимающими участие в его управлении (журнал экономического факультета МГУ "Население и экономика", №1, 2025). Выявлен ряд специфических особенностей, драйверов и барьеров женского предпринимательства. Исследователи резюмировали их в таких выводах:

1.Адаптивность и эмоциональная устойчивость. Респонденты демонстрируют высокую эмоциональную устойчивость, справляясь с тревогами и стрессами, связанными с бизнесом. Они научилась не тревожиться и позитивно смотреть вперёд, справляться с неопределённостью, разделяя контролируемые и неконтролируемые факторы. Все респонденты демонстрируют высокую степень адаптивности и гибкости в условиях изменяющейся внешней среды. Это ключевой фактор их устойчивости и успеха.

2.Мотивация и удовлетворение. Все респонденты находят удовлетворение в своей работе: получать удовольствие от благодарности клиентов, радоваться успешным сделкам, благодарным клиентам и возможностью платить зарплату сотрудникам.

3.Преодоление гендерных стереотипов. Женщины-предприниматели не сталкиваются с гендерными стереотипами, видимо, это не свойственно текущей бизнес-среде и не является помехой в ведении бизнеса. Личные связи играют огромную роль. Важны мероприятия для поддержания и развития сети личных и деловых контактов. В Казахстане важную роль играют социальные сети, особенно Instagram (запрещённый в России – ПЭ).

4.Семья как основа эмоциональной поддержки. Семья предоставляет как эмоциональную, так и практическую поддержку, что позволяет предпринимательницам справляться с вызовами бизнеса. Это особенно важно в периоды высокой нагрузки. Семья и личные связи оказывают значительное влияние на бизнес, предоставляя как эмоциональную, так и практическую поддержку. Речи об участии семьи (в расширенном виде - родители и родственники) в управлении бизнесом не ведётся в принципе.

5.Ограничения в работе с друзьями. Опыт работы с друзьями может быть скорее негативным, поэтому многие предпринимательницы предпочитают разделять личные и деловые отношения.

6.Значение деловых связей. Деловые связи и личные контакты играют ключевую роль в развитии бизнеса. Они помогают привлекать новых клиентов, обмениваться опытом и получать поддержку.

7.Использование технологий и социальных сетей. Социальные сети являются важным инструментом для поддержания деловых контактов.

8.Не наблюдается стремления и задачи передать созданный бизнес по наследству: "собственный бизнес – это тяжёлый труд, и не всякий с этим справится".

9.Ограниченное использование формальных структур поддержки. Большинство респондентов не активно участвовали в профессиональных организациях или не использовали государственные программы поддержки для своего бизнеса.

10.Горизонт планирования. В условиях неопределённости все респонденты склонны к краткосрочному планированию, что позволяет им быстрее адаптироваться к изменениям.

11.Нежелание работать с государственными заказчиками и получать какие-либо меры поддержки (Россия), готовность активно участвовать в программах поддержки семейного бизнеса (Казахстан).

12.Суммарный рабочий день женщины-предпринимательницы, включая занятость на работе и занятость семейными делами, достигает 19 часов.
17